Как получать религиозные знания
Воистину, религиозные знания ценились во все времена. Ведь имея эти знания, верующий может понять как правильно соблюдать, как правильно выполнять ритуалы, как избежать попадания в грех, как прожить эту жизнь достойно. К тому же эти знания обогащают культуру и нравственность человека, а также развивают мышление с логикой. Поэтому необходимо каждому из нас обратить особое внимание на их получение.
Одним из доказательств, подтверждающих почетность и важность знаний, является сказанное в Кур`ане в Суре «Аль-Муджадаляхl», Аяте 11:
يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ ءَامَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُواْ الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
Это означает: «Аллахl возвышает степень тех верующих из вас, которые обладают религиозными знаниями (в особенности ученых). Они имеют особые степени почета и достоинства как в этом мире, так и на Том Свете. Аллахl знает все, что вы делаете».
На почетность и важность религиозных знаний также указывает то, что сказал Посланник Аллахlа ﷺ:
طَلَبُ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلى كُلِّ مُسْلِم
Это означает: «Стремление к религиозным знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Передал это изречение имам Аль-Байхlакый.
То есть стремление к минимально-необходимым религиозным знаниям и их приобретение является индивидуальной обязанностью каждого совершеннолетнего разумного мусульманина – будь это мужчина или женщина, богатый или бедный, правитель или дворник.
Но, к сожалению, некоторые не желают изучать Религию, объясняя свой отказ тем, что их дедушка был имамом, или у них есть знакомый, обладающий знаниями. Но ведь тому, кто не обучился необходимым знаниям по Религии, не будет оправдания в Судный День от того, что у него были знакомые со знаниями. Каждый из нас обязан иметь определенный объем необходимых религиозных знаний. А если он не имеет этого и не стремится приобрести его, то попадает в большой грех.
И вместе с этим очень важно понимать, каким образом должны приобретаться знания по Религии.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ تَعَلَّمُوا فَإِنَّما العِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ وَالفِقْهُ بِالتَّفَقُّهِ فَمَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ
Это означает: «О, люди! Получайте знания из уст в уста. Тому, кому Аллaхl хотел добра, – Он дарует возможность укрепиться в истинных знаниях».
Это изречение говорит нам о том, что знания по Религии должны приобретаться путем их изучения от достоверного учителя к ученику из уст в уста.
Также знания должны приобретаться в определенной последовательности – от небольших объяснений к более обширным. В противном же случае, рано или поздно человек может попасть в заблуждение, да еще и других увести за собой. Как это очевидно происходит в наше время, когда некоторые люди, не получив даже необходимых знаний, берутся за такие труды ученых, которые требуют определенной подготовки, а потом допускают грубейшие ошибки в основах учения Ислама.
Поэтому некоторые ученые говорили следующее:
مَنْ طَلَبَ الْعِلْمَ جُمْلَةً فَاتَهُ جُمْلَةً
Это означает: «Тот, кто хотел все и сразу, – тот все сразу и потеряет».
Также бывает, что некоторые люди занимаются самостоятельным чтением книг или ищут наугад информацию по Религии в интернете, просто открывая ссылки на сайты, которые выдает поисковик. Книги или статьи в интернете не расскажут им о том, что именно имелось в виду под тем или иным выражением или термином, как и не проверят читающего, правильно ли он понял смысл прочитанного или нет. К тому же человек изначально может ошибиться в выборе источника информации для изучения Религии, например, взявшись за умышленно искаженные варианты трудов ученых. И такой человек с большой вероятностью попадет в заблуждение.
Великие мусульманские ученые первых трех столетий уже тогда предостерегали людей от изучения религиозных наук только по книгам без достоверного учителя. Они также призывали людей не обучаться у тех, кто занимался самостоятельным изучением книг по Религии. Эти ученые говорили:
لَا تَقْرَؤُواْ الْقُرْءَانَ عَلَى الْـمُصْحَفِيِّينَ وَلَا تَأْخُذُواْ الْعِلْمَ مِنَ الصُّحُفِيِّينَ
Это означает: «Не учитесь читать Кур`ан у тех, кто учился его читать самостоятельно, а также не берите религиозные знания у тех, кто сам приобрел их путем самостоятельного чтения книг».
Тех людей, которые учились читать Кур`ан самостоятельно, без достоверного учителя, ученые назвали «мусхафий». А тех людей, которые собирали религиозные знания путем самостоятельного чтения книг без учителя, – «сухуфий», то есть книжниками, не получившими знания от учителя.
Разве человек обратится за медицинской помощью к тому, кто называет себя хирургом и только лишь прочитал сотни книг по медицине? Нет, конечно. Мы идем не к самоучке, а ищем специалиста своего дела, который учился как положено и проверял свои знания, сдавая экзамены. Уж тем более это касается знаний по Религии, так как от этого зависит положение в нашей будущей жизни.
Об этом также говорил с предупреждением один из ученых Ислама Ибн Сирин, да будет ему милость Аллахlа:
أَنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ فَانْظُرْ عَمَّنْ تَأْخُذُ دِينَكَ
Это означает: «Поистине, эти знания – это Религия, поэтому обратите внимание на то, у кого вы учитесь вашей Религии».
Следовать же в наборе знаний по Религии следует за достойным доверия компетентным учителем, у которого есть цепочка получения знаний из уст в уста и который в своих словах не противоречит здравому разуму, не противоречит сам себе и не противоречит основам Религии Ислам. А также помните, что достойный доверия учитель – это такой человек, который переживает как за свое собственное положение на Том Свете, так и искренне переживает за своего ученика. Достойный доверия учитель – это такой человек, сердце которого не находится во власти мирских наслаждений, и он, передавая знания по Религии, не преследует корыстных целей. И, конечно же, достойный доверия учитель известен как соблюдающий порядочный мусульманин и не известен совершением каких-либо грехов.
Вот таким образом человеку следует получать религиозные знания, чтобы обезопасить себя от попадания в ошибки.