Зависть – первый в мире грех
Посланник Аллахlа ﷺ сказал означающее: «Не станет полноценным верующим (то есть не достигнет совершенства в Вере) тот, кто не будет желать другим того же, что желает себе сам».
Людей, которые действительно желают другим всего, что хотели бы иметь сами – один на миллион. Если представить, к примеру, двух очень голодных людей, одному из которых дали немного еды, то мало кто способен в такой ситуации отдать ее другому.
Чаще мы видим противоположное – люди соперничают. Так создан человек, что его нафс стремится к первенству, и ему неприятно, если кто-то его превосходит. Часто даже у детей бывает такая фраза, произнесенная с обидой: «Почему у него есть, а у меня нет?!» Это чувство недовольства тем, что кто-то имеет больше или у кого-то что-то лучше, называют завистью.
В одном из Хадисов Пророк Мухаммад ﷺ сказал означающее: «Не завидуйте!».
В объяснении этого Хадиса ученые сказали, что внутреннее чувство зависти может проявляться по-разному. Первый вариант – если человек стремится получить то же, что есть у другого, но не желает, чтобы тот утратил это благо. Например, у кого-то хорошая машина, и второй работает, стремясь купить такую же, но не хочет, чтобы этот человек лишился своей машины. Второй вариант внутреннего чувства зависти – желать, чтобы это благо появилось у вас и исчезло у того, кому вы завидуете. И третий – желать, чтобы это благо исчезло у вашего объекта зависти, но не хотите, чтобы оно появилось у вас.
Есть единогласное заключение мусульманских ученых (иджма‘а), что зависть является грехом в том случае, если кому-то не только не нравится чужое благо, но и он делает что-то с целью, чтобы это благо у того человека пропало. То есть зависть однозначно является грехом, если есть два условия – ненавидеть чужое благо и действовать с целью того, чтобы это благо у другого исчезло. И это правило касается зависти по причине мирских благ.
Если же человек испытывает чувство зависти к другому по причине благ, связанных с Религией (как например, когда человек видит, что другой лучше знает Религию или больше выполняет Намазов), то в данном случае одного лишь желания, чтобы человек утратил эти блага, достаточно для попадания в грех.
И зависть – это самый первый грех в мире. Праотец джиннов иблис, которого раньше звали ‘Азазиль, когда он еще был верующим, увидел, как Ангелы по повелению Аллахlа приветствуют земным поклоном первого человека – Адама (по Шари‘ату того времени это было разрешено), и он стал завидовать ему. Иблис также завидовал тому, что Аллахl дал Адаму знать все языки, названия всех вещей и дал ему жить в Раю. Тогда иблис, ведомый своей завистью, замыслил навредить Адаму, чтобы он вышел из Рая и был спущен на землю. То есть он не стал бороться с этим чувством, а еще и реализовал свой коварный план, чтобы добиться своей цели – навредить тому, кому он завидовал.
Посланник Аллахlа ﷺ сказал мусульманам означающее: «От предыдущих общин вы унаследовали такие болезни (сердца), как зависть и ненависть друг к другу». Эти слова передал имам Ат-Тирмизий.
Как бороться с завистью? Как только вы увидели благо у другого верующего, сразу подумайте о том, что это дар ему от Аллахlа, и Создатель вечно знал, что это благо достанется именно этому человеку, Аллахl хотел этого и предопределил ему это. А также подумайте о том, что за каждое благо человек будет отвечать. И всегда помните о вреде зависти и о том, как Шари‘ат велит поступать в таких случаях.
Пророк ﷺ сказал, что верующий не достигнет совершенства, если не будет в его сердце любви к другим верующим.
Поэтому если человек обнаружил у себя в сердце признаки зависти, пусть прочтет Ду‘а человеку, которому завидует, пожелает ему блага от всей души, чтобы приумножился тот дар, которым наделил его Аллахl. Также следует говорить о нем только хорошее. Это поможет человеку заменить чувство досады к благам другого любовью к тому, у кого есть что-то лучшее. И как раз это качество присуще полноценному верующему, который желает своему брату-мусульманину того же, что любит сам.