Не делай то, за что будет стыдно
Как не делать то, за что будет стыдно? Для этого важно развивать качества самоконтроля и совестливости. Совесть – это одно из качеств, включаемых в нравственность человека. Совесть напрямую связана с высокой духовностью и крепкой Верой и это качество мусульманина побуждает его к совершению благих деяний и ограждению от запретного.
В одном из изречений Посланник Аллахlа ﷺ сказал:
الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً
أَعْلاَهَا لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الأَذَى
عَنِ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الإِيمَانِ
Это означает: «Иман имеет более шестидесяти ветвей, наивысшая из которых – это «Ля иляхlа илляллахl» («Нет создателя кроме Аллахlа»). А самая низкая ветвь – это удаление препятствия с дороги. И стыдливость также является одной из ветвей Имана». То есть совесть, стыдливость человека – это один из путей проявления Веры. Передал это изречение Абу Хlурайра.
В Исламе утверждено, что совесть – это одобренное качество, в соответствии с которым человек воздерживается от порочных поступков и грехов. То есть когда человек, как говорят, «прислушивается к своей совести», ведет себя сдержанно, проявляет стыдливость. Жить в соответствии с такими ориентирами вовсе не означает быть закомплексованным или замкнутым, не устоявшимся морально человеком. Подобные стереотипы иногда возникают в обществе: как будто совестливый человек ограниченный или униженный. Но, напротив, совесть – это не проявление ущербности, а проявление духовной развитости и сильной Веры в Аллахlа.
Совесть – это сила, имея которую, верующий готов твердо стоять на своих принципах соблюдения, проявляя решительность в отстаивании истинных ценностей.
Самыми совестливыми из людей были Пророки, мир им всем, ведь они являлись примером для нас и обладателями качеств наивысшей культуры. Развивать такие качества в себе – необходимая задача для каждого верующего. Мы стремимся следовать великому примеру нашего Посланника ﷺ, изучая красоту его морали и следуя за ним в этом.
Чем чаще человек размышляет о жизни Пророков – тем сильнее его желание следовать наилучшим примерам жизни на земле. Чем чаще человек говорит о Вечных Атрибутах Создателя и чем крепче становится его убеждение в том, что Аллахl Всемогущ и Ему не присуща слабость, – тем чище становится его сердце. Поэтому верующий стремится быть тем, кто часто упоминает Создателя и кто неустанно следует по пути Пророка Мухаммада ﷺ. Ведь Посланник Аллахlа ﷺ говорил означающее: «В моей жизни есть благо для вас и после моей смерти будет от меня благо для вас».
Пророк Мухаммад ﷺ призывал людей к справедливости, доброжелательности, культуре во взаимоотношениях и благородному поведению, он завещал нам воздержание от грехов и злодеяний. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
إِنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلاَمِ النُّبُّوَّةِ الأُولَى إِذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ
Это означает: «Одно из изречений, которое сохранили люди от предыдущих Пророков, мир им: “Не делай то, за что тебе будет стыдно”».
Чувство стыда препятствует совершению скверных поступков, но в наше время мало кто призывает к стыдливости. Напротив, в современном обществе распространена модель поведения, когда человек совершает запретное и хвастается этим, ищет восхищение от окружающих по причине своих же грехов, рассказывает об этом с удовольствием и с гордостью. А окружающие в свою очередь слушают или наблюдают за этим с интересом, позабыв о всяком стыде. Скромность и другие добродетели в наше время часто считают признаком отсталости и чем-то «немодным».
Иной раз, человек испытывает неподобающее чувство стыдливости («ложное»): когда стыдится совершать свои религиозные обязанности. Это чувство страха перед людьми, которые могут осмеять его за выполнение ритуалов и следование правилам Шари‘ата, – ни что иное как трусость. Это указывает на отсутствие твердого внутреннего стержня у человека. Такое понимание «стыдливости» неприемлемо. Напротив, похвальная стыдливость, которая одобрена Шари‘атом, – это сдерживающий фактор, который пресекает влечения нафса (эго) и удерживает от греховных страстей. Как говорили ученые, человек должен стыдиться Аллахlа – то есть ограждаться от того, что Аллахl запретил, ведь, воистину, Он – Всевидящий и Всезнающий.
Верующий человек старается развивать в себе совестливость, и в этой работе над собой ему помогает Вера и твердое убеждение в истинности Законов Творца. Осознавая, что впереди ждет Отчет на Судном Дне, верующий человек более ответственно подходит к своим поступкам и словам, ограждается от скверных деяний и намерений. Это помогает ему быть более нравственным и культурным, способствует духовному росту.
Такого результата тяжело добиться человеку, у которого нет Веры в Создателя, в истинность законов, ниспосланных Им, в истинность воздаяния после смерти – вознаграждение и наказание за грехи. У человека, у которого слабые представления о морали, жизненные принципы меняются с течением времени или под влиянием мнения окружающих, в том числе понимание «что хорошо, а что плохо». Человека, у которого нет чувства богобоязненности, останавливает от плохих поступков лишь страх позора перед людьми или наказанием в виде штрафов и тому подобных последствий, а если он имеет власть и влияние – не пугает даже и это. Как итог, такому человеку тяжелее ограждаться от скверных деяний и намерений из-за недостатка удерживающих факторов, исходящих искренне из глубины сердца.
Для того, чтобы не совершать то, за что потом становится стыдно, человеку нужно укреплять силу своей Веры, больше получать знаний о Законах Шари‘ата, узнавать о жизни Пророков и праведных людей, чтобы следовать их примеру. И, конечно же, человеку нужно развивать в себе качества совести, самоконтроля и культурного поведения. Совесть, как сказали ученые, – это нравственное побуждение, которое удерживает человека от совершения греха. И именно совесть является одним из проявлений высокой культуры.
Пусть каждый верующий стремится развивать в себе совестливость и не выбирает те деяния, за которые ему будет стыдно и которые влекут за собой тяжесть греха.