Существование вселенной доказывает Существование Творца
Аллахl наделил некоторых из Своих творений разумом, и человек – один из таких видов. Мы наделены разумом, и, воистину, это ценный дар. Как говорили ученые, с помощью разума мы способны отличать полезное от вредного, добро от зла, и, несомненно, это должно быть на основе знаний, полученных через религиозные источники.
Судить о том, что является правильным, а что нет, что является благом для нас, а что, наоборот, – вредом, мы можем лишь опираясь на Шари’атские знания. А также Религия Ислам побуждает к использованию разума, и нам не стоит пренебрегать этим благом, ведь мы можем получить от этого большую пользу для себя.
Когда человек наблюдает за происходящим вокруг и задумывается об устройстве мироздания, он может прийти к пониманию того, что у этого мира есть Создатель, давший бытие всему созданному, и что Создатель этого мира не подобен Своим созданиям.
Каждый мусульманин без сомнения убежден в том, что существование вселенной является доказательством существования ее Создателя. Потому что здравым умом не принимается существование действия без действующего. Как не бывает здания без строителя, построившего это здание, или как не бывает книги без автора, написавшего ее.
Устройство этого мира с его многочисленными созданиями, удивительными живыми существами, а также многообразными неодушевленными объектами, грандиозным устройством нижнего и верхнего мира, – подтверждение того, что Аллахl существует, и что Он – Творец всего этого. Задумывались ли вы о том, сколько в мире происходит событий одновременно? Колыхание ветвей деревьев, плеск волн о берега, дуновение ветра, взмах крыльев птиц, сердцебиение в груди человека, и многое другое. Аллахl Всемогущ, Он – Создатель всего этого. В мире много удивительного: поражающие своей красотой пейзажи, завораживающий вид ночного неба и перемещающихся по своим орбитам светил. За тысячи лет людьми изучено огромное количество видов живых существ, населяющих землю и моря, и до сих пор исследователи открывают новые виды. Эта вселенная удивляет своей грандиозностью, гармонией и величием.
Разум здравомыслящего человека подтверждает, что вселенная не могла появиться сама по себе. А если кто-то говорит, что вселенная будто является создателем самой себя, то эти слова абсурдны. Ведь невозможно, чтобы что-то являлось бы и создателем, и, в то же время, созданным. По рассуждению такого человека, утверждающего, что созданная вселенная создала саму себя, получается, что вселенная должна была существовать, чтобы наделить что-либо бытием, и одновременно с этим, не существовать, чтобы войти в бытие после несуществования и иметь начало, быть созданной и появившейся. А это является абсурдом, так как не принимается разумом и противоречит здравому смыслу.
На самом же деле, Аллахl сотворил всё созданное, а Сам Он не является созданным. Этого мира когда-то не было. А Аллахl Всевышний существует вечно без начала и по отношению к Нему не присущи понятия «появление», «возникновение» или «небытие».
Передали Аль-Бухарий, ибн Аль-Джаруд и Аль-Байхlакый по достоверной непрерывной цепочке, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
Это означает: «Аллахl был Вечно и ничего не было кроме Него».
То есть не было ничего из созданных, ни земли, ни неба. Не было ни людей, ни Ангелов, ни джиннов, ни животных. Не было ни места, ни времени, ни направлений (таких как верх, низ, спереди, сзади, лево и право), не было Потолка Рая (великого Аль-‘Арша) и небесных светил. Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллахl существовал Вечно без начала. Аллахl был вечно до создания вселенной, и Ему не присуще такое понятие как «во вселенной» или «вне вселенной», ведь Он существовал до появления самой вселенной, и Ему не было присуще какое бы то ни было местонахождение и занимание части из пространства (или же всего пространства) – по отношению к Создателю это недопустимо.
Как говорили ученые:
«Ни «где», ни «куда», ни «как» не постигают Его. И не ограничивают Его размером и пределом».
Бога не охватывает сторона и место, Он не имеет границ, не состоит из частей тела и Его Сущность невозможно представить.
Посланник Аллахlа ﷺ сказал:
لا فِكْرَةَ في الرَّبِّ
Это означает: «Господа невозможно охватить разумом». То есть не постичь Его в воображении и иллюзиях, невозможно представить Его в каком бы то ни было образе, ведь Ему не присущ образ, вид или облик, и Он не подобен Своим творениям. А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка ﷺ, который являлся одним из толкователей Кур`ана и был очень грамотным в религиозных вопросах, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллахlа и не размышляйте о Его Сущности», то есть воздержитесь от того, чтобы пытаться постичь Сущность Создателя своим воображением.
Знание об Аллахlе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. Однако вдумчивое наблюдение и размышление над созданными, изучение их, позволяет людям узнать о Могуществе и Величии их Создателя, и в очередной раз сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств Своих творений и Он, воистину, не подобен Своим созданиям.
Аллахl повелел нам размышлять о созданных для того, чтобы мы знали, что Аллахl на них не похож. Также размышления о созданных усиливают крепость нашей Веры в Аллахlа, в Его Всемогущество и Всезнание!