13 из Атрибутов Аллахlа
Воистину, знание о Боге – это наиважнейшее знание для каждого человека, так как оно сообщает о Том, Кто создал нас и мир, в котором мы живем.
Чтобы иметь верные убеждения о Боге, необходимо знать, что присуще Создателю, а что – нет, что достойно говорить о Нем, а что – нет.
Мы познаем нашего Создателя с помощью знаний о Его Атрибутах. Атрибут на арабском называют «Сыфат». Сыфаты Аллахlа – это то, что Ему обязательно присуще.
Например, если сказать, что Аллахlу присуще Всезнание, – то это значит, что мы сказали об одном из Его Сыфатов. А если сказать, что Аллахlу присуща Воля, то это значит, что мы сказали о еще одном из Его Сыфатов.
Многие ученые, изучая Священный Кур`ан и изречения Пророка Мухаммада ﷺ, заметили, что о некоторых Атрибутах Создателя говорится чаще, чем о других Атрибутах. Эти Атрибуты часто упоминаются в Кур`ане и Хадисах, и сам Пророк ﷺ уделял особое внимание тому, чтобы каждый знал Их значение. Поэтому ученые объясняли, что знать значение этих Атрибутов Создателя очень важно для человека.
Некоторые ученые указали на тринадцать из Них, другие – на четырнадцать, а некоторые – на двадцать. Но при этом все они упомянули одни и те же тринадцать из Атрибутов.
Ученые Ислама сказали, что разум не допускает существование Создателя без одного из этих Атрибутов, так как человек самостоятельно путем логического умозаключения может прийти к тому, что эти Атрибуты обязательно присущи Создателю.
Теологи Ислама говорили, что Богу обязательно присущи следующие 13 из Атрибутов:
الوجُودُ Существование
الوَحْدَانِيَّةُ Единственность
القِدَمُ Существование Вечно без начала
البَقَاءُ Существование Вечно без конца
قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ Существование без нужды в ком или чем-либо
القُدْرَةُ Всемогущество
الإِرَادَةُ Независимая Воля
العِلْمُ Всезнание
السَّمْعُ Всеслышание
البَصَرُ Всевидение
الحَيَاةُ Жизнь
الكَلامُ Речь
المُخَالَفَةُ لِلْحَوَادِثُ Отличие от созданных
Приведем краткое разъяснение каждого из упомянутых Атрибутов.
الوجُودُ Существование
Аллахl существует. Нет сомнения в Его существовании, ведь все созданное указывает на то, что Он существует. Аллахl существует, и никто не дал Ему это существование, и Его существование не похоже на существование созданных.
الوَحْدَانِيَّةُ Единственность
Аллахl – Единственный Создатель. Он – Один, но не в значении числа, так как число «один» можно разделить или умножить. Аллахl Один – то есть Он не имеет сотоварищей, соучастников, помощников.
القِدَمُ Существование Вечно без начала
Аллахl существует Вечно без начала. Он не появился, Он существовал всегда. Он несозданный.
البَقَاءُ Существование Вечно без конца
Не присуще Богу исчезновение или смерть. Аллахl – Создатель времени, Он никак не связан с ним, поэтому не присущи Богу начало существования или конец.
قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ Существование без нужды в ком или чем-либо
Аллахl существует, не нуждаясь в Своих творениях, а все созданное нуждается в Нем каждое мгновение.
القُدْرَةُ Всемогущество
Аллахl Всемогущ надо всем. Аллахl Всемогущ создать что хочет, и никто не может препятствовать или помешать Ему в этом. Своим Могуществом Аллахl дает своим созданиям бытие или небытие и для этого Он не нуждается в чьей-либо помощи.
الإِرَادَةُ Независимая Воля
Абсолютно все, что происходит во вселенной, будь то добро или зло, происходит по Вечной Воле Аллахlа.
العِلْمُ Всезнание
Знание Аллахlа Вечное без начала и без конца. Он знает все без учителя. Аллахl знает абсолютно все о том, что было, есть и будет, а также о том, чего не будет, а если было бы – то как бы это было.
السَّمْعُ Всеслышание
Аллахl слышит не так, как созданные. Аллахl слышит, не нуждаясь в органах слуха или каких-либо приспособлениях.
البَصَرُ Всевидение
Аллахl видит не так, как созданные. Аллахl видит, не нуждаясь в органах зрения, приспособлениях, освещенности.
الحَيَاةُ Жизнь
Аллахl Живой. Жизнь Создателя не похожа на жизнь созданных. Его Жизнь Вечная без начала и без конца, без души, без тела, без крови.
الكَلامُ Речь
Речь Аллах1а не подобна речи созданных. Речь Аллахlа не начинается, не прерывается и не заканчивается. Речь Аллахlа это не звуки, не буквы и не какой-либо язык. Поэтому нельзя думать, что Речь Аллахlа это голос, звук или шум.
المُخَالَفَةُ لِلْحَوَادِثُ Отличие от созданных
Аллахl абсолютно не похож ни на кого и ни на что. Поэтому Аллахl не состоит из частиц, не занимает какое-либо место в пространстве, не имеет объем и внешний вид. Невозможно сравнить Бога с кем-то или чем-то, потому что не существует ничего, что могло бы быть похожим на Него хоть как-то или чем-то.
Раз Аллахl Вечен без начала, то это значит, что Его Сыфаты тоже обязательно Вечные без начала – то есть Они не появились, существовали всегда. Тот, у кого появляется какое-то качество, сам непременно является созданным, потому что появление нового качества – это изменение. Изменение – это переход из одного состояния в другое. А тот, кому присуще изменение, обязательно нуждается в Том, Кто его изменяет. Следовательно, нуждающийся не может быть Богом, а напротив, он – созданный, появившийся.
В исламском мире, за всю историю человечества, от первого Пророка Адама и до последнего Пророка Мухаммада, мир им всем и величие, было утверждено, что знания об Аллахlе, Создателе вселенной, являются наиважнейшими из всех знаний. Следовательно, с этих знаний и нужно начинать изучение Религии Ислам. Как об этом говорил один известный исламский ученый:
أَوَّلُ ما يَجِبُ عَلَى الْعَبْدِ الْعِلْمُ بِاللهِ وَرَسُولِهِ وَدِينِهِ
Это означает: «Первое, что обязан человек, это иметь знания об Аллахlе и Его Посланнике ﷺ, а затем обучиться правилам выполнения ритуалов своей Религии». Имеется ввиду, что прежде, чем начать выполнять ритуалы Ислама, необходимо иметь правильные убеждения о Боге – то есть быть мусульманином.
Поклонение человека, заблудившегося в основах Веры, не принимается Аллахlом. Как об этом сказал имам Аль-Газалий:
لا تَصِحُّ العِبَادَةُ إِلاَّ بَعْدَ مَعْرِفَةِ الْمَعْبُود
Это означает: «Не принимается поклонение до тех пор, пока человек не познает Того, Кому нужно поклоняться». То есть пока человек не познает своего Господа.